22 июня 1941 года 1-й тяжелый бомбардировочный авиаполк дальнего действия дислоцировался в Смоленской области. Уже 27 июня полк бомбил танковые колонны противника, переправы через реку Березину, железнодорожные эшелоны, аэродромы.#СемейныеИсторииОВойне
Из истории жизни Федора Карповича Швидченко, моего отца.
22 июня 1941 года 1-й тяжелый бомбардировочный авиаполк дальнего действия дислоцировался в Смоленской области. Уже 27 июня полк бомбил танковые колонны противника, переправы через реку Березину, железнодорожные эшелоны, аэродромы. Швидченко Ф. К. отвечал за готовность к вылету не только своего самолета, потому что с мая 1941 г. по август 1944 г. он был старшим техником авиаотряда в звании инженер-капитана. Но оставался и борттехником своего ТБ-3. Точность бомбометания напрямую зависела от небольшой скорости и низкого захода на цель, а вот сохранить при этом самолет, дотянуть до аэродрома было нелегко. Бывало, что снаряды прошивали дюралюминиевые крылья и разрывались выше. Когда экипаж отдыхал после боевого задания, отец с техниками восстанавливал поврежденные машины. Он вспоминал, как в первые дни войны в Зябровке немецкая авиация разбомбила группу наших самолётов. Запчастей в полку не было, решили из трёх разбитых самолётов сделать один. Если перебит лонжерон, то и завод не берётся восстанавливать: «А мы сделали!». Прислали лётчика, полетели, но были сбиты. Упали. Затормозил движение самолёта дуб. Отцу всю жизнь снилось, что до сих пор стоит в дремучем лесу этот ТБ-3. Немцы тем временем продвинулись на восток, но маленький отряд благополучно вышел из окружения.
В первых числах октября немецкие войска стремительно прорвались к Великим Лукам. Увидев движущуюся по шоссе колонну танков, все решили, что это свои. Аэродром был по одну сторону шоссе, а отдыхавший после задания летный состав — по другую. Но две машины все-таки поднялись в воздух, забрав всех, кто был на аэродроме. Одну из них вел Федор Швидченко. Немцы окружили самолет, стреляя в упор, казалось, перегруженная машина не сможет взлететь. ТБ-3 нужен разбег больше сотни метров, правильная центровка, а этого не было. Но вот колеса оторвались от земли, самолет благополучно долетел до Москвы и люди были спасены. За это отец получил свою первую награду «Орден Красной Звезды». Несмотря на мужество наших солдат в первые дни войны, награжденных в 1941 году было мало.
С октября 1941 года полк участвовал в обороне Москвы, Сталинграда, Ленинграда, уничтожал самолеты противника на аэродромах Крыма. Бомбили аэродромы, скопления вражеских войск, переправы, забрасывали в тыл врага парашютистов, боеприпасы и грузы для партизанских отрядов.
Особенно дорога была ему медаль «За оборону Сталинграда». По нескольку вылетов за ночь в кромешный ад. Помимо бомб сбрасывали шарики с горючей смесью. Возвращаясь назад, видели под собой сплошное черное пепелище.
Из всех частей АДД (авиации дальнего действия) полк тяжелых бомбардировщиков, в котором служил Швидченко Федор Карпович, приказом Народного Комиссариата Обороны № 250 от 18 августа 1942 года первым получил высокое звание «Гвардейский». А в сентябре 1943 г. полк был награжден орденом Красного Знамени. Свой нагрудный знак «Гвардия» отец ценил наряду с другими наградами.
После демобилизации Швидченко Ф. К. жил и работал в г. Ессентуки. Часто встречался с молодежью, дружил с многими ветеранами-ессентучанами.
На его 90-летие собрались родные, друзья, пришли представители военкомата. Но вскоре здоровье его стало стремительно ухудшаться. Умер он 20.11.1999 г.
История страны складывается из семейных историй. Хранить память о своих близких, завещать ее детям — наш человеческий долг.
Тишкова Татьяна Федоровна,
город Ессентуки, 2019 год