Библиотека ebook

Фонвизин Денис Иванович

Родился 3 апреля (14 апреля) 1745 года в Москве. Происходил из старинного дворянского рода (ливонский рыцарь фон Визин был взят в плен при Иоанне IV, затем стал служить русскому царю). С 1755 Денис Фонвизин числился в гимназии при Московском университете. В 1760 в числе лучших учеников Фонвизина возили в Санкт-Петербург для представления куратору университета И.И. Шувалову и "произвели в студенты". На литературном поприще дебютировал как переводчик: перевел с немецкого сборник популярного в Европе датского писателя Людвига Гольберга "Басни нравоучительные" (1761). В 1762 Фонвизин ушел из университета и поступил переводчиком в коллегию иностранных дел. В 1763 после коронационных торжеств в Москве вместе с двором переехал в Санкт-Петербург и до 1769 служил под началом статс-советника дворцовой канцелярии И.П. Елагина. Фонвизин вошел в "елагинский кружок", участники которого (сам Елагин, В.И. Лукин, Б.Е. Ельчанинов и др.) были заняты разработкой русской самобытной комедии. С этой целью переделывались "на наши нравы" иностранные пьесы. Кроме того, в кружке осваивались традиции мещанской "слезной драмы" (иначе "серьезной комедии"), теоретиком которой выступал Д. Дидро , т. е. допускалось смешение "смешного" и "трогательного" в комедиях. В этом духе Фонвизин и сочинил свою первую, стихотворную комедию "Корион" (1764), взяв за основу драму французского автора Жана-Батиста-Луи Грессе "Сидней". Вполне самобытным и новаторским произведением стала комедия Фонвизина "Бригадир" (1768-1769, пост. 1772, опубл. 1786). Это первая в русской литературе "комедия нравов", в отличие от господствовавшей ранее сатирической "комедии характеров", когда на сцену выводились персонифицированные пороки ("скупость", "бахвальство" и т. п.). В "Бригадире" пороки, особенности речи и поведения действующих лиц социально обусловлены. Достигается это с помощью "словесных масок", т. е. речевой характеристики. "Говорение" в комедии преобладает над "действием": на сцене пьют чай, играют в карты, обсуждают, какие книги потребны для воспитания, и т. п. Герои постоянно "проговариваются" о себе. Объяснения в любви (Советника - Бригадирше, Бригадира - Советнице) не достигают свой цели в силу того, что говорят они, по существу, на разных языках, т. е. возникает "диалог глухих". Объединяет отрицательных персонажей комедии их "глупость", оттененная "благоразумием" положительных - Софьи и Добролюбова (они практически ничего не говорят и лишь ругают всех прочих "скотами"). На первый план выдвинута фигура "галломанствующего" Иванушки (отмечалось влияние на замысел "Бригадира" комедии Гольберга "Жан-Француз"), с которым связана важнейшая для Фонвизина тема воспитания дворянина. В 1760-х, в эпоху Комиссии для составления Нового Уложения (1767), Фонвизин переводит трактат Г.-Ф. Куайе "Торгующее дворянство" (1766), где обосновывалось право дворянина заниматься промышленностью и торговлей (не случайно в "Недоросле" Стародум разбогател как сибирский промышленник, а не придворный). В рукописи распространялась составленная им компиляция из трудов немецкого юриста И.Г. Юсти "Сокращение о вольности французского дворянства и о пользе третьего чина" (кон. 1760-х). В качестве приложения к переведенной Фонвизиным повести Ф.-Т.-М. Арно "Сидней и Силли, или Благодеяние и благодарность" (1769) было опубликовано одно из немногих его стихотворений "Послание к слугам моим - Шумилову, Ваньке и Петрушке". Деятельность Фонвизина как переводчика художественной прозы увенчал перевод повести Поля Жереми Битобе на библейский сюжет "Иосиф" (1769): это сентиментальное, проникнутое лиризмом повествование, выполненное ритмической прозой. В 1769 Фонвизин стал одним из секретарей канцлера графа Н.И. Панина, строившего планы досрочной передачи престола Павлу Петровичу и ограничения самодержавия в пользу Верховного Совета из дворян. Сделавшись вскоре доверенным лицом Панина, Фонвизин окунулся в атмосферу политических проектов и интриг. В 1770-х он лишь дважды выступил как литератор - в "Слове на выздоровление Павла Петровича" (1771) и переводе "Слова похвального Марку Аврелию" А. Тома (1777). Письма Фонвизина, написанные во время поездки во Францию в 1777-1778 и адресованные П.И. Панину (брату канцлера), - замечательное по стилю и сатирической остроте описание нравов французского общества накануне революции. После опалы и отставки Н.И. Панина вышел в отставку и Фонвизин (в марте 1782). В 1782-1783 "по мыслям Панина" он сочинил "Рассуждение о непременных государственных законах" (т. н. "Завещание Панина"), которое должно было стать предисловием к готовившемуся, но неосуществленному Н.И. и П.И. Паниными проекту "Фундаментальных прав, неприменяемых на все времена никакой властью" (по существу, проекту конституционной монархии в России). Позднее это "Завещание Панина", изобилующее выпадами против самодержавия, использовали в пропагандистских целях декабристы. Сразу же после смерти покровителя (март 1783) Фонвизин сочинил брошюру "Жизнь графа Н.И. Панина", вышедшую в Санкт-Петербурге сначала на французском языке (1784), а затем и на русском (1786). Славу и всеобщее признание Фонвизину доставила комедия "Недоросль" (1779-1781, пост. в сентябре 1782, опубл. 1783). О необыкновенном успехе пьесы при ее первой постановке на придворной сцене на Царицыном лугу свидетельствовал неизвестный автор "Драмматического словаря" (1787): "Несравненно театр был наполнен, и публика аплодировала пьесу метанием кошельков". Это "комедия нравов", живописующая домашний быт дикой и темной семьи провинциальных помещиков. Современников более всего в "Недоросле" пленяли благоразумные монологи Стародума; позднее комедию ценили за колоритный, социально-характерный язык персонажей и красочные бытовые сцены. В 1783 княгиня Е.Р. Дашкова привлекла Фонвизина к участию в издававшемся ею журнале "Собеседник российского слова". В первом же номере появился его "Опыт российского сословника". Составленный как будто бы для нужд готовившегося "Словаря Российской Академии наук", фонвизинский "Опыт…" являлся политической сатирой, изобличающей придворные порядки и "бездельничанье" дворян. В том же журнале в 1783 без заглавия и подписи были опубликованы политически острые и дерзкие "вопросы" Фонвизина ("Несколько вопросов, могущих возбудить в умных и честных людях особливое внимание"), адресованные Екатерине II и снабженные "ответами" самой императрицы, которая поначалу автором "вопросов" полагала И.И. Шувалова. Истина вскоре выяснилась, и таким образом Фонвизин своим "свободоязычием" навлек на себя неудовольствие власти и в дальнейшем испытывал затруднения с публикацией своих трудов. Перевод сочинения И.Г. Циммермана "О национальном любочестии" (1785), повесть о гонениях, которые терпит мудрец, говорящий правду властителю ("Каллисфен. Греческая повесть", 1786), и стихотворная басня "Лисица-Казнодей" (1787) были напечатаны анонимно. К 1788 он подготовил свое "Полное собрание сочинений и переводов" в 5-ти томах, однако издание не состоялось. В том же 1788 он безуспешно добивался разрешения на издание авторского журнала "Друг честных людей, или Стародум".В последние годы здоровье Фонвизина сильно ухудшилось (в 1784-1785 он выезжал с женой для лечения в Италию) и вместе с тем возросли его религиозные и покаянные настроения. Они отразились в автобиографическом сочинении, написанном "по стопам" "Исповеди" Ж.-Ж. Руссо , - "Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях" (1791). Сохранившаяся неполностью последняя его комедия "Выбор гувернера" (между 1790 и 1792) посвящена вопросам воспитания.

Скончался Фонвизин 1 декабря (12 декабря) 1792 года в Санкт-Петербурге после вечера, проведенного в гостях у Г.Р. Державина , где, по отзывам присутствовавших, был весел и шутлив. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

  • Фильтры
  • а
  • б
  • в
  • г
  • д
  • е
  • ж
  • з
  • и
  • к
  • л
  • м
  • н
  • о
  • п
  • р
  • с
  • т
  • у
  • ф
  • х
  • ц
  • ч
  • ш
  • щ
  • э
  • ю
  • я
  Название Раздел

© 2017 МБУК "Централизованная библиотечная система" г. Ессентуки. Все права защищены.

^ Наверх