17 марта исполняется 165 лет со дня рождения Михаила Александровича Врубеля – замечательного русского художника рубежа XIX-XX веков, работавшего практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративно-прикладных ремёслах, скульптуре и театральном искусстве. Он причислен к классикам русского искусства – значение его в истории русской живописи очень велико. Произведения его находятся в Третьяковской галерее, в музее Академии Художеств и во многих частных собраниях.
Михаил Врубель является ярким представителем направления «символизм» в живописи. Художник был феноменально одарен. По окончании курса в Петербургском университете поступил в Академию Художеств. В 1883 г. был приглашен в Киев для реставрации и росписи Кирилловской церкви.
Врубель написал «Демона сидящего» – одну из самых могучих и узнаваемых своих картин. В 1899-1900 годах он создает скульптуры для майолик Абрамцевской фабрики (Снегурочка, Лель, Садко, Купава, Египтянка и пр.)
Врубелевские произведения были озарены чем-то необычайным – он одушевлял природу, наделял волей цветы, сообщая им способность чувствовать, воздействовать на людей своей завораживающей магией. Цветы были излюбленным объектом художника.
Врубель выполнил для премьеры оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» эскизы для декорации и костюмов, а партию Царевны-Лебеди спела жена художника. Под впечатлением оперы он начинает писать картину «Царевна-Лебедь», которая явилась сценическим портретом Надежды Забелы-Врубель. Но полотно изображает не саму певицу, а загадочный образ Царевны, который был навеян ее лирическим и душевным пением.
Из картин художника наиболее известны: «Восточная сказка», «Гамлет и Офелия», «Сидящий Демон», «Гадалка», «Пан», «К ночи», «Царевна Лебедь».
Врубель – один из немногих истинно гениальных русских художников. Его картины – это подлинные жемчужины таланта, вдохновения и поэзии. Биография и творчество его были протестом против зла, наполненным всей страстью его пылкой натуры.
Александр Блок говорил: «Перед тем, что Врубель приоткрывает человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видел он, мы не видим».