12 февраля исполняется 140 лет со дня рождения Анны Павловой – величайшей балерины эпохи, афиши для которой рисовал сам Валентин Серов. Утонченная русская балерина диктовала европейским модницам стиль, индусы в знак восхищения осыпали ее цветами лотоса, голландцы вывели в честь Анны Павловой сорт тюльпанов, в Нидерландах ее именем назвали один из самолетов. В её честь назван венец Павловой на Венере. В лондонском «Пэлас-театре» до сих пор есть два места, на которые не продаются билеты: они предназначены для призраков Анны Павловой и актёра Айвора Новелло. Во время австралийского турне Анна Павлова произвела на публику такое впечатление, что её именем назвали очень популярное пирожное, которое и по сей день подают на десерт в ресторанах Австралии, Новой Зеландии, Израиля.
Анна всегда стремилась быть первой, лучшей. А для этого не жалела ни сил, ни времени, обучаясь в Императорском театральном училище, тренировалась ежедневно по восемь часов. Вскоре ее пригласили выступить перед членами царской семьи, а через семь лет она получила диплом с отличием.
Её сценический дебют в качестве артистки Императорских театров состоялся 19 сентября 1899 года в «Тщетной предосторожности». Партнером Павловой некоторое время был Михаил Фокин, который впоследствии стал хореографом. Балетмейстер Михаил Фокин поставил миниатюру «Умирающий лебедь» на музыку Сен-Санса. «Павлова – это облако, парящее над землей», – писала пресса. А танцовщица лишь поражала вновь и вновь. Она словно плыла по сцене в самой пронзительной своей роли. Лебедь – образ, который подарил балерине бессмертие. Хореографическая миниатюра-монолог «Умирающий лебедь» в исполнении балерины стала одним из высоких эталонов русской балетной школы.
«Мадам, благодаря вам, я понял, что написал прекрасную музыку!» – воскликнул Сен-Санс, увидев «Умирающего лебедя». Танец стал символом Русских сезонов, а Анна Павлова в образе Лебедя кисти Валентина Серова – эмблемой известной на весь мир антрепризы. Художнику на создание знаменитой афиши потребовалось 11 сеансов. Балерина чуть ли не ежеминутно застывала в арабеске, чтобы живописец поймал мимолетное движение и передал на бумаге. Обаяние ее личности было настолько велико, что в каком бы танце Анна ни появлялась, она производила на публику неизгладимое впечатление. В ее танце был огонь жизни, трепет, изящество и вдохновение. Она жила в танце.
Анна Павлова служила в Мариинском театре с 1906 по 1910 год. Она танцевала в балетах «Баядерка», «Виноградная лоза», «Шопениана», «Жизель», «Пахита» и многих других. Высочайшая одухотворенность и потрясающая пластика сделали ее великой балериной мирового масштаба. Каждый танец был уникален, так как балерина никогда не могла повторить все те «па», которые рождались у нее импульсивно.
В 1910-м Павлова оставила Мариинский театр, и работала исключительно на основе самостоятельных договоров, которые заключала перед каждым отдельным представлением. Последний раз публика в Мариинке видела выступление Павловой в 1913 году, год спустя она обосновалась в Англии. Во время Первой мировой войны балерина устраивала выступления в пользу Красного Креста, а в послевоенные годы сборы от спектаклей в Метрополитен-опера отправляла в Россию для нуждающихся артистов Москвы и Петербурга.
Мир принимал великую балерину не только как часть Русских сезонов. Анна Павлова со своей труппой принесла классический балет в самые отдаленные уголки мира, всей своей жизнью доказывая, что любовь к искусству не знает границ. Успех был невероятным, Павлова превратилась в живую легенду, которую ждали и приглашали все мировые государства. В 1922-1929-м годах балерина посетила Китай, Японию, Австралию, Египет, Новую Зеландию, Бирму, Филиппины, танцевала на лучших сценах этих стран. Особое внимание Павлова уделяла танцевальным школам, которые посещала в каждой из своих поездок.
Анны Павловой не стало 23 января 1931 года. Она была уникальна, не имела громких званий, не оставила ни последователей, ни школы. Осталась только легенда о великой русской балерине Анне Павловой, именем которой названы призы и международные премии. Ей посвящены художественные и документальные фильмы («Анна Павлова», 1983 и 1985). Французский балетмейстер Р. Пети поставил балет «Моя Павлова» на сборную музыку. Номера ее репертуара танцуют ведущие балерины мира. А павловский «Умирающий лебедь» увековечен в исполнении Галины Улановой, Ивет Шовире, Майи Плисецкой.