Общество использует различные варианты организации экономической жизни. Характерные черты рыночной экономики:
- свободный обмен между продавцами и покупателями, стимулированный выгодой от сделки;
- частная собственность на экономические ресурсы;
- материальная ответственность участников рыночного обмена за результаты самостоятельно принятых решений (на свой риск).
Рынок – совокупность экономических отношений, проявляющихся в сферах производства, распределения, обмена и потребления.
Для каждой системы характерны свои национальные модели организации хозяйства, так как страны различаются своеобразием истории, уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями.
Американская модель. Построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха. Государственное воздействие, направленное на поддержание стабильной конъюнктуры и экономического равновесия.
Шведская модель. Сильная социальная политика, ориентированная на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. «Функциональная социализация».
Социальное рыночное хозяйство ФРГ. Все формы хозяйствования получают возможность устойчивого развития. При этом особым покровительством пользуются мелкие и средние предприятия, фермерские хозяйства. Государство активно влияет на цены, пошлины, технические нормы.
Японская модель. Отставание уровня жизни населения от роста производительности труда. Снижение себестоимости продукции и повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Активная роль государства в модернизации экономики.
Южнокорейская модель. Имеет много общего с японской моделью. Контроль над ценами на ресурсы и широкий круг товаров производственного и потребительского назначения. Южнокорейское государство целенаправленно способствовало созданию крупных финансово-промышленных групп. Поддержка мелкого и среднего предпринимательства, что способствует быстрому образованию среднего класса.