Из всех феноменов культуры, раскрывающих ее духовное пространство, наиболее показательным является искусство. Народное декоративно-прикладное искусство помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве.
Северный Кавказ справедливо называют заповедником народных художественных промыслов, краем замечательных мастеров. Здесь издавна получили широкое и повсеместное развитие самые различные виды ремесел — художественная обработка металла, резьба по камню и дереву, гончарное производство, ковроделие, обработка кости, узорное вязание и золотошвейное дело.
Декоративно-прикладное искусство народов Северного Кавказа формировалось сложными путями, сохраняя свою самобытность. Зародившись еще в глубокой древности и пройдя ряд этапов своего развития и совершенствования, народные промыслы стали составной и неотъемлемой частью традиционной национальной художественной культуры народов Северо-Кавказского региона. Он отличается полиэтничностью, богатством неповторимых культур, разнообразием языков, неоднородным укладом жизни.
Формирование культуры и искусства народов Северного Кавказа осуществлялось на фоне бесконечных войн и постоянной борьбы с природой за выживание. В результате выработались основные специфические качества традиционного северокавказского декоративно-прикладного искусства: оно сурово и монументально, но в то же время оптимистично и жизнерадостно.
Наиболее ранние сведения о народном жилище, одежде, характере оружия, о культовых постройках Северного Кавказа можно обнаружить в трудах ученых и путешественников ХVII-ХVIII века: Я. Стрейса, П. Палласа и Гюльденштеда. Большую ценность представляют их рисунки, воссоздающие внешний облик горцев Кавказа, их одежду, вооружение.
Народные промыслы на Ставропольской земле имеют давнюю историю, которую можно начать с древней сарматской керамики XI века. Современные традиции прикладного народного искусства начали развиваться со второй половины XIX века в регионе Кавказских Минеральных Вод.
Керамика, выполненная местными гончарами, использовалась в быту и служила украшением жилища. В традициях керамики созданы глиняные глазурованные сосуды для вина, тарелки, миски, светильники, а также кувшины и чаши. Деревянная утварь также широко использовалась в быту кавказских народов. Мерки для зерна и муки, прялки, и посохи, солонки и черпаки украшалась резьбой с архаичными узорами.
Курортные города – Кисловодск, Ессентуки, Пятигорск, Железноводск – стали центрами, где развивались различные ремесла: резьба по рогу, кости, дереву, художественная ковка, чеканка, вязание, ковроткачество, роспись по ткани. Именно здесь, наряду с традиционными материалами – костью, рогом, деревом, в 60-х годах были произведены первые эксперименты с принципиально новым для региона материалом – фарфором.
Художественная обработка металла является одним из основных традиционных видов искусства народов Кавказа. При создании изделий из металла мастера использовали сочетание разнообразных техник – ковки, чеканки, гравировки, штампа, черни, инкрустации, золочения. Форма и декор металлической посуды определялся национальной традицией. Медно-чеканная утварь отличалась архаичностью формы и лаконичностью декора.
Ножны, рукояти кинжалов и шашек, стволы пистолетов украшались тонким гравированным орнаментом, золотой насечкой, чернью и золочением. Сюда поставлялись готовые клинки, одевавшиеся златокузнецами в серебряное обрамление. Каждый рисунок имел свое название.
Искусство народных промыслов большого совершенства достигло в XIX – начале XX в. Высоким уровнем развития отличалось оружейное и ювелирное дело, а также разнообразные ювелирные изделия из серебра с изысканной художественной отделкой. Украшения выполняли важную символическую роль – служили оберегами, знаками принадлежности к определенной этнической и социально-возрастной группам.
Диадемы на головные уборы, налобные, височные подвески и серьги, пряжки для поясов и перстни выполнялись в традиционных ювелирных техниках. В репертуар традиционных орнаментальных мотивов входили разнообразные символы плодородия: изображения птиц, граната, миндаля, рогов.
На Кавказе издавна процветало и ковроделие. Ковры изготавливались для домашнего обихода, служили предметом торговли, ими выплачивали дань. Ковры могли быть единственным украшением интерьера, иногда заменяя собой мебель. Вырабатываемые ворсовые и безворсовые ковры – сумахи, паласы, килимы, арбабаши, циновки, переметные сумы, наседельники и другие – имели свои излюбленные типы рисунков, традиционный колорит, композицию каемок и центральных медальонов. У каждой народности они имели неповторимое своеобразие и несли отпечаток живого художественного воображения.
Одним из интереснейших проявлений народного творчества у народов Северного Кавказа является золотошвейное искусство. В основе этого вида искусства лежит орнамент, в котором получают отражение национальные мотивы, формы растительного и животного мира. В истории сохранились определенные сведения о том, что в раннем средневековье на технику златошвейного дела местных мастеров оказывали влияние культурные традиции других стран и народов.
Шитье золотом – наиболее высокоразвитый традиционный вид народного ремесла Северного Кавказа. Вышивка выполнялась тончайшей золотой, серебряной или шелковой нитью на коже, войлоке, различных тканях – шелке, бархате, атласе для украшения одежды, обуви, подушек, занавесей, покрывал и т.д. Женским рукодельным занятием являлись также плетение и ткание из шелковых, золотых и серебряных ниток всевозможных поясов, шнуров, галунов .
Искусство народных художественных промыслов является бесценным национальным достоянием народов Кавказа и составной частью их традиционной культуры.