Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система" г. Ессентуки, Ставропольский край. Создано 31.03.1999 года. Учредитель - Управление культуры, искусства и молодёжной политики Администрации города Ессентуки. 357600, Ставропольский край, г. Ессентуки, Интернациональная, 44 , 3 этаж. +7 (87934)-6-24-12, +7 (87934)-6-03-08, Е-mail: essbiblioteka@mail.ru С 10:00 до 18:00. Выходной - суббота.

Яндекс.Дзен

Уважаемые пользователи библиотек и посетители сайта МБУК «Централизованная библиотечная система» г. Ессентуки!
Просим Вас принять участие в социологическом исследовании «Независимая оценка качества работы библиотеки и структурных подразделений (филиалов)».
Нам важно ваше мнение!


       Из всех феноменов культуры, раскрывающих ее духовное пространство, наиболее показательным является искусство. Народное декоративно-прикладное искусство помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве.

       Северный Кавказ справедливо называют заповедником народных художественных промыслов, краем замечательных мастеров. Здесь издавна получили широкое и повсеместное развитие самые различные виды ремесел — художественная обработка металла, резьба по камню и дереву, гончарное производство, ковроделие, обработка кости, узорное вязание и золотошвейное дело.

       Декоративно-прикладное искусство народов Северного Кавказа формировалось сложными путями, сохраняя свою самобытность. Зародившись еще в глубокой древности и пройдя ряд этапов своего развития и совершенствования, народные промыслы стали составной и неотъемлемой частью традиционной национальной художественной культуры народов Северо-Кавказского региона. Он отличается полиэтничностью, богатством неповторимых культур, разнообразием языков, неоднородным укладом жизни.

       Формирование культуры и искусства народов Северного Кавказа осуществлялось на фоне бесконечных войн и постоянной борьбы с природой за выживание. В результате выработались основные специфические качества традиционного северокавказского декоративно-прикладного искусства: оно сурово и монументально, но в то же время оптимистично и жизнерадостно.

       Наиболее ранние сведения о народном жилище, одежде, характере оружия, о культовых постройках Северного Кавказа можно обнаружить в трудах ученых и путешественников ХVII-ХVIII века: Я. Стрейса, П. Палласа и Гюльденштеда. Большую ценность представляют их рисунки, воссоздающие внешний облик горцев Кавказа, их одежду, вооружение.

       Народные промыслы на Ставропольской земле имеют давнюю историю, которую можно начать с древней сарматской керамики XI века. Современные традиции прикладного народного искусства начали развиваться со второй половины XIX века в регионе Кавказских Минеральных Вод.

       Керамика, выполненная местными гончарами, использовалась в быту и служила украшением жилища. В традициях керамики созданы глиняные глазурованные сосуды для вина, тарелки, миски, светильники, а также кувшины и чаши. Деревянная утварь также широко использовалась в быту кавказских народов. Мерки для зерна и муки, прялки, и посохи, солонки и черпаки украшалась резьбой с архаичными узорами.

       Курортные города – Кисловодск, Ессентуки, Пятигорск, Железноводск – стали центрами, где развивались различные ремесла: резьба по рогу, кости, дереву, художественная ковка, чеканка, вязание, ковроткачество, роспись по ткани. Именно здесь, наряду с традиционными материалами – костью, рогом, деревом, в 60-х годах были произведены первые эксперименты с принципиально новым для региона материалом – фарфором.

       Художественная обработка металла является одним из основных традиционных видов искусства народов Кавказа. При создании изделий из металла мастера использовали сочетание разнообразных техник – ковки, чеканки, гравировки, штампа, черни, инкрустации, золочения. Форма и декор металлической посуды определялся национальной традицией. Медно-чеканная утварь отличалась архаичностью формы и лаконичностью декора.

       Ножны, рукояти кинжалов и шашек, стволы пистолетов украшались тонким гравированным орнаментом, золотой насечкой, чернью и золочением.  Сюда поставлялись готовые клинки, одевавшиеся златокузнецами в серебряное обрамление. Каждый рисунок имел свое название.

       Искусство народных промыслов большого совершенства достигло в XIX – начале XX в. Высоким уровнем развития отличалось оружейное и ювелирное  дело, а также разнообразные ювелирные изделия  из серебра с изысканной художественной отделкой. Украшения выполняли важную символическую роль – служили оберегами, знаками принадлежности к определенной этнической и социально-возрастной группам.

       Диадемы на головные уборы, налобные, височные подвески и серьги, пряжки для поясов и перстни выполнялись в традиционных ювелирных техниках. В репертуар традиционных орнаментальных мотивов входили разнообразные символы плодородия: изображения птиц, граната, миндаля, рогов.

       На Кавказе издавна процветало и ковроделие. Ковры изготавливались для домашнего обихода, служили предметом торговли, ими выплачивали дань. Ковры могли быть единственным украшением интерьера, иногда заменяя собой мебель. Вырабатываемые ворсовые и безворсовые ковры – сумахи, паласы, килимы, арбабаши, циновки, переметные сумы, наседельники и другие – имели свои излюбленные типы рисунков, традиционный колорит, композицию каемок и центральных медальонов. У каждой народности они имели неповторимое своеобразие и несли отпечаток живого художественного воображения.

       Одним из интереснейших проявлений народного творчества у народов Северного Кавказа является золотошвейное искусство. В основе этого вида искусства лежит орнамент, в котором получают отражение национальные мотивы, формы растительного и животного мира. В истории сохранились определенные сведения о том, что в раннем средневековье на технику златошвейного дела местных мастеров оказывали влияние культурные традиции других стран и народов.

       Шитье золотом – наиболее высокоразвитый традиционный вид народного ремесла Северного Кавказа.  Вышивка выполнялась тончайшей золотой, серебряной или шелковой нитью на коже, войлоке, различных тканях – шелке, бархате, атласе для украшения одежды, обуви, подушек, занавесей, покрывал и т.д. Женским рукодельным занятием являлись также плетение и ткание из шелковых, золотых и серебряных ниток всевозможных поясов, шнуров, галунов .

       Искусство народных художественных промыслов является бесценным национальным достоянием народов Кавказа и составной частью их традиционной культуры.

Версия для слабовидящих

Купить билет по Пушкинской карте

Купить билет по Пушкинской карте

Сведения

Результаты независимой оценки качества оказания услуг организациями (bus.gov.ru)
Сведения об учреждении на Официальном сайте ГМУ
Сведения об учреждении на Официальном сайте ГМУ

Высказать мнение

Сведения об учреждении на Официальном сайте ГМУ

Противодействие коррупции

Вход / Регистрация

Запомнить меня

 Polpred.com


ОБЪЯСНЯЕМ.РФ ОБЪЯСНЯЕМ.РФ
ОБЪЯСНЯЕМ.РФ
День памяти
Год Памяти и Скорби Книги от автора

Поэты и писатели г. Ессентуки

Антитеррор

РусФонд Ставрополь

Мы в социальных сетях

МБУК ЦБС г. Ессентуки ВКонтактах

МБУК ЦБС г. Ессентуки в Одноклассниках

Канал Библиотеки Ессентуков в Telegram

НЭДБ

Официальный интернет-портал правовой информации

 Polpred.com

Календарь памятных дат

Календарь