Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система" г. Ессентуки, Ставропольский край. Создано 31.03.1999 года. Учредитель - Управление культуры, искусства и молодёжной политики Администрации города Ессентуки. 357600, Ставропольский край, г. Ессентуки, Интернациональная, 44 , 3 этаж. +7 (87934)-6-24-12, +7 (87934)-6-03-08, Е-mail: essbiblioteka@mail.ru С 10:00 до 18:00. Выходной - суббота.

Яндекс.Дзен

Уважаемые пользователи библиотек и посетители сайта МБУК «Централизованная библиотечная система» г. Ессентуки!
Просим Вас принять участие в социологическом исследовании «Независимая оценка качества работы библиотеки и структурных подразделений (филиалов)».
Нам важно ваше мнение!


       Кавказ — это одно из красивейших мест не только в России, но и в мире. Живописные пейзажи притягивали художников во все времена.  Русскими художниками на Кавказе было создано много первоклассных живописных и графических произведений.

       Замечательного художника князя Григория Григорьевича Гагарина можно назвать первооткрывателем Кавказа в русском искусстве.  Г. Гагарину пришлось не только быть свидетелем, но непосредственным участником военных действий на Кавказе. Он выполняет бесчисленные зарисовки, многие из них из разряда документальных свидетельств вырастают в законченные произведения. Его работы — бесценный документальный материал, хроника Кавказской войны и жизни различных слоев российского общества той эпохи. 

       В 1840 - 1841 годах сложился своеобразный творческий тандем — М. Ю. Лермонтов и Г. Г. Гагарин. Как известно, великий поэт был интересным, значительным рисовальщиком и живописцем. Два друга, два боевых товарища совместно выполнили акварели «Эпизод сражения при реке Валерик», «Схватка», «Бой между всадниками», «Джигитовка», посвященные боевым действиям в Чечне. Авторские надписи на работах: «Рисовал Лермонтов, расцвечивал Гагарин» точно отражают и процесс создания произведений, и сильные стороны дарований их создателей.

       Михаил Юрьевич Лермонтов – художник… Не правда ли, звучит странно и загадочно? Мы так привыкли к его удивительным творениям в стихах. Поворотным пунктом биографии Лермонтова стал 1837 год – гибель Пушкина. За знаменитым стихотворением «Смерть поэта» последовала ссылка на Кавказ - прежде романтическое восприятие Кавказа было проверено и дополнено фактами собственной судьбы. На Кавказе наиболее полно раскрылся творческий потенциал Лермонтова - и поэта, и художника. «Тебе, Кавказ, суровый царь земли, Я снова посвящаю стих небрежный...»

       Лучшими среди живописных работ Лермонтова справедливо считаются кавказские пейзажи. Со свойственной ему зоркостью подмечает он характер той или иной местности. Большинство картин Лермонтов писал по предварительным зарисовкам, или, пользуясь своей изумительной зрительной памятью, по ранее полученному впечатлению от натуры. Он передает то широкую величественную панораму горной цепи, то узкое скалистое ущелье, сиреневатые и пепельные тени гаснущего дня или золотисто-розовый отблеск на снежных вершинах в час восхода солнца: пейзажи «Военно-Грузинская дорога близ Мцхета» и «Эльбрус при восходе солнца».

       В картине «Перестрелка в горах Дагестана» (1840-1841) Лермонтов запечатлел здесь подлинные события своей боевой жизни, изобразив одну из многочисленных схваток с горцами, происходивших во время экспедиции, в которой он принимал участие в 1840 году.

       Любая кавказская панорама Лермонтова – малый фрагмент вселенной, выразивший всю бесконечность мироздания. Где бы он ни был, он открывал миру красоты Кавказа, всматриваясь в него зорким взглядом гениального поэта и замечательного художника. Лермонтов рисовал всю свою недолгую жизнь. Мастерство его поражает современного человека.

       Среди русских художников, имена которых связаны с Кавказом, особое место занимает Николай Александрович Ярошенко. 

       В 1885 году чета Ярошенко обосновалась на Северном Кавказе, в Кисловодске. Усадьбу назвали Белой виллой. В конце XIX века Белая вилла стала одним из главных культурных центров на юге России. Первые кавказские пейзажи, нарисованные художником, вызвали восторг публики. Этюды, выполненные во время путешествий по горам Северного Кавказа или во время прогулок по окрестностям Пятигорска и Кисловодска, завораживают своими красками и точностью передачи настроений. Для большинства жителей средней полосы юг России был землей неизведанной. Поэтому, когда художник привез в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие приняли изображенную там панораму Кавказского хребта за плод фантазии автора.

       Проделанная за два десятилетия работа над натурными этюдами дала такое разнообразие пейзажей, посвященных горным ландшафтам, которого до Ярошенко не знало русское искусство. Первое пребывание Н. А. Ярошенко на Кавказе, судя по рисунку «Горец», находящемуся в Государственной Третьяковской галерее, относится к 1862-63 годам. Гораздо позже, спустя 10 лет, он представил своим товарищам на выставке 18 пейзажных этюдов под общим названием «Путевые заметки из путешествия по Кавказу», получивших высокую оценку И. Е. Репина, И. Н. Крамского и других.  Вслед за Пушкиным и Лермонтовым Ярошенко открыл красоты Кавказа для соотечественников.

       Первым учеником Айвазовского был Лев Феликсович Лагорио, итальянец по происхождению. Родился он в Феодосии 16 июня 1827 года. В 1862 году профессор пейзажной живописи Императорской Академии художеств Л. Ф. Лагорио был удостоен чести быть принятым императором Александром Николаевичем. На суд императора художник выставил три полотна - «Дарьяльское ущелье», «Эльбрус» и «Гут-гора». Все они излучали удивительный свет чистой природы, неудержимо притягивая к себе зрителя божественной магией мироздания, игрой ярких красок, поражающей глубиной перспективы. Кавказ поразил Льва Лагорио своим величием, своей неповторимой красотой и монументальностью.

       В 1863 году последовала третья по счету командировка Лагорию на Кавказ. Обстановка на Кавказе оказалась не простой. Предчувствуя близкий конец, противники России в ряде местностей отчаянно сопротивлялись правительственным войскам. Отложив ненадолго кисти и этюдник, Лагорию принял участие в стычках с горцами. Личная храбрость художника не осталась незамеченной. По возвращению в Петербург последовала боевая награда – мечи к ранее полученному гражданскому ордену Святой Анны 3-й степени.

       Из каждой командировки он привозил в столицу десятки этюдов и сотни карандашных набросков в походных альбомах. Со временем все это «перерабатывалось» в яркие законченные композиции, становилось картинами.

       Художник продолжал живописать кавказские виды до последних лет своей жизни, изящно и добросовестно перенося на холст особенности кавказского климата и местности, народных типов, подмеченные частности бытовой обстановки. Он по-прежнему мастерски владел освещением, а гармоничный колорит делал его творчество узнаваемым. Вот только некоторые из шедевров Лагорио разных лет - «Ущелье в горах» (1873), «Туман в горах. Кавказ» (1878), «В горах Кавказа» (1879), «На Кавказе. Казачья застава» (1882), «Кавказский вид» (1889), «Кавказское ущелье» (1893), «Сухум. Кавказ» (1903).

       В его кавказских полотнах удивительно гармонично сочетались романтизм и академичность. Требовательная критика отмечала, что Лагорио заново открыл для зрителя красоты Кавказа в живописной традиции. Его кавказские пейзажи неповторимы. Так, как он умел написать Кавказ, редко кому удавалось.

       Услышав фамилию Васнецова, все, как правило, вспоминают только одного, старшего из двух братьев-художников – Виктора Михайловича. Слава его картин на былинные и сказочные темы словно затмила работы его младшего брата – Аполлинария Михайловича Васнецова (1856-1933). А. Васнецов отнюдь не был робкой тенью брата, а обладал вполне самобытным дарованием. Его искусство глубоко национально и демократично.  Русская природа, жизнь народа, его история - основные темы в живописи художника. 

       В 1895 году А. Васнецов посетил Кавказ. Он некоторое время жил в Дарьяльском ущелье на станции Казбек, поднимался на Малкский ледник Эльбруса, побывал в Тифлисе и Кахетии. Во время этого путешествия он не только писал этюды, но и вёл дневник, в который записывал все свои впечатления о природе. Наиболее заинтересовавшие его места он описывал с потрясающей живописностью и дополнял словесные описания рисунками. Он писал: «После Урала и Крыма Кавказ произвёл на меня своим величием неотразимое впечатление. Снежные вершины и ледники, то теряющиеся в движущихся громадах облаков, то ослепительно блестящие на синеве неба, ущелья, пропасти, скалы, освещённые кровавым заревом заката, степные предгорья, как гигантские застывшие волны, заросшие азалиями. Поездка на Кавказ дала мне возможность видеть проявления стихийных сил природы. Нагромождённые друг на друга скалы, пропасти, вечные снега и тучи, ползущие по скалам, дали мне темы для картин».

       Результатом этой поездки стали пейзажи «Казбек» (1895, Третьяковская галерея, Москва), «Эльбрус перед восходом солнца», «Эльбрус», 1896, «Кавказ», «Дарьял» (1897), «Пустыня гор», «Красные скалы в Кисловодске» 1895 и другие произведения. Во всех этих картинах Васнецову удалось убедительно показать суровую и величественную красоту горного Кавказа.

       Павел Моисеевич Гречишкин – ставропольский художник, известный в крае как мастер пейзажа. Он открыл зрителям красоту Кавказских гор. Пейзажи Гречишкина обладают редким качеством – захватывающей, неотразимой притягательностью. Мимо его произведений нельзя равнодушно пройти – они властно влекут к себе, захватывают внимание, возбуждают лучшие чувства человека.  Многокрасочная палитра художника удивительно тонко передает самые разнообразные состояния природы.

       П. М. Гречишник – фронтовик. Великую Отечественную войну прошёл рядовым 31-го отдельного автомобильного полка; был награждён орденом Отечественной войны II степени, медалями «За отвагу», «За оборону Кавказа» и др.

       По картинам П. М. Гречишкина можно изучать природу горного Кавказа. Им написаны 138 этюдов. Мухинское ущелье, Джемагат, Назалы-Кол, Муруджинские, Чёрное и Голубое озёра, Бадукские озёра, долина Северного Клухора с горой Четчей, Домбайская поляна, ущелье Аманауз, Алибекская поляна с горой Сулахат, Клухорское озеро и перевал, - вот далеко не полный перечень мест, которые  послужили мотивами для его картин. Картины «Утро в Теберде», «Солнечная долина», «Три сосны» «Домбай-Ульген», «Домбайская фантазия» и многие другие вызывают чувство восторга и умиротворенности.

       Ещё при жизни открылась галерея имени П. М. Гречишкина, в которой сегодня хранится почти пятьсот произведений. Картины художника – визитная карточка края; одна из них представительствует в кабинете ставропольского губернатора, а кроме того – во многих Домах культуры, в ставропольских музеях изоискусств и краеведения, галереях и частных собраниях 40 стран мира. По словам самого художника, все его произведения, будучи выставлены в ряд, протянулись бы на 17 километров.

Кавказ...

Он разнолик и многограннен;

несёт в себе историю веков;

но также, как и раньше, он прекрасен

своей природой

грозной и простой... 

Версия для слабовидящих

Купить билет по Пушкинской карте

Купить билет по Пушкинской карте

Сведения

Результаты независимой оценки качества оказания услуг организациями (bus.gov.ru)
Сведения об учреждении на Официальном сайте ГМУ
Сведения об учреждении на Официальном сайте ГМУ

Высказать мнение

Сведения об учреждении на Официальном сайте ГМУ

Противодействие коррупции

Вход / Регистрация

Запомнить меня

 Polpred.com


ОБЪЯСНЯЕМ.РФ ОБЪЯСНЯЕМ.РФ
ОБЪЯСНЯЕМ.РФ
День памяти
Год Памяти и Скорби Книги от автора

Поэты и писатели г. Ессентуки

Антитеррор

РусФонд Ставрополь

Мы в социальных сетях

МБУК ЦБС г. Ессентуки ВКонтактах

МБУК ЦБС г. Ессентуки в Одноклассниках

Канал Библиотеки Ессентуков в Telegram

НЭДБ

Официальный интернет-портал правовой информации

 Polpred.com

Календарь памятных дат

Календарь