Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система" г. Ессентуки, Ставропольский край. Создано 31.03.1999 года. Учредитель - Управление культуры, искусства и молодёжной политики Администрации города Ессентуки. 357600, Ставропольский край, г. Ессентуки, Интернациональная, 44 , 3 этаж. +7 (87934)-6-24-12, +7 (87934)-6-03-08, Е-mail: essbiblioteka@mail.ru С 10:00 до 18:00. Выходной - суббота.

Яндекс.Дзен

Уважаемые пользователи библиотек и посетители сайта МБУК «Централизованная библиотечная система» г. Ессентуки!
Просим Вас принять участие в социологическом исследовании «Независимая оценка качества работы библиотеки и структурных подразделений (филиалов)».
Нам важно ваше мнение!


       Великая Отечественная война. 1418 дней и ночей длились невиданные по размаху и ожесточенности сражения. И с первых же дней войны, надев солдатские шинели, ушли на фронт в качестве бойцов, командиров, политработников, корреспондентов фронтовых газет многие художники, писатели, поэты. Они прошли трудными боевыми дорогами, деля с солдатами всю тяжесть фронтовой жизни, суровые испытания человеческого духа, мужества, героизма. И дорожный альбом художника запечатлевал огненные мгновения истории.

       Творческими усилиями многих художников, скульпторов, графиков создана героическая летопись событий тех незабываемых лет. Она многообразна и многогранна, как жизнь и борьба советского народа. Нелегко представить себе обстановку, в которой создавались те пропахшие порохом рисунки. Но, возвращаясь к произведениям участников войны, мы и сегодня не перестаем восхищаться заложенными в них гражданским пафосом и драматизмом, документальной и художественной правдой.

       Особую ценность представляют произведения тех мастеров изобразительного искусства, которые воочию столкнулись с событиями этой незабываемой поры, сами участвовали в боях.

       «Окраина Москвы. Ноябрь 1941г.» создал в дни жесточайших сражений за Москву художник А. А. Дейнека. На картине изображен грозный, настороженный облик города, готового к отпору. Заснеженная земля вздыбилась сугробами, ощетинилась стальными надолбами, противотанковыми «ежами». Опустевшие дома словно замерли и притаились в ожидании часа решающей битвы. Стремительный бег грузовика довершает впечатления тревожного ожидания. В изображении окраины Москвы мастер передал образ всей страны в целом, ее переживание, угрозу безопасности и полуразрушенные здания. Это не просто дома без окон, это разбитые надежды и искалеченная душа, но страна еще стоит, пусть с выбитыми окнами, но держится и не сдается.

       Картину А. А. Дейнеки «Оборона Севастополя», написанную в 1942 году, называют художественным шедевром по своему замыслу и исполнению. На переднем плане картины воин, бросающий гранаты. Он ранен, но во всей его позе чувствуется решимость уничтожить ненавистного врага, ползущего на его родную землю. Картина по праву является одной из самых сильных в творчестве художника и одной из самых драматических работ всего советского искусства военного времени.

       «Этого забыть нельзя» — серия картин советского и российского живописца Е. Е. Моисеенко. На долю Е. Е. Моисеенко выпали тяжелые испытания. Добровольцем в начале июля 1941 г. ушёл в народное ополчение, принимал участие в боях на ближних подступах к Ленинграду. В сентябре 1941-го вместе с воинской частью попал в окружение и был взят в плен. Затем пребывал в лагерях для советских военнопленных в посёлке Волосово, в Режице (Латвия) и в фашистском концлагере Альтенграбов. Вместе с другими узниками, художник был освобожден союзными войсками в апреле 1945 г. и по его просьбе был зачислен в состав 3-го гвардейского кавалерийского корпуса. Страшный опыт концлагеря никогда не отпускал Моисеенко. По словам Виля Липатова, война всю жизнь «колоколом звучала в душе и сердце художника». Только в начале 1960-х гг., Е. Е. Моисеенко смог вернуться к этой теме, создав свою самую трагическую серию «Этого забыть нельзя».

       Михаил Савицкий ушел на фронт девятнадцатилетним. Он оборонял Севастополь все 250 дней, пока город держался. Когда Севастополь был взят, он попал в плен, прошел через 3 концлагеря: Дюссельдорф, Бухенвальд, Дахау. Художественное образование получил после демобилизации из армии. Большую часть работ художника составляют картины военной тематики. Одна из наиболее выдающихся работ — «Поле», написанная в 1973 году.

       Название подразумевает двойственность изображаемого: с одной стороны, это поле жатвы, где колосятся хлеба, а с другой стороны, это поле военных действий. Багровое небо символизирует пожары. Солдаты жертвуют собой ради последующих поколений.

       В план масштабного наступления на юге СССР командование Германии включает и Сталинград. Этот план Гитлер хотел осуществить всего за неделю при помощи 6-й полевой армии Паулюса. В неё входило 13 дивизий, где насчитывалось около 270 тыс. чел., 3 тыс. орудий и около 500 танков.

       Просто жить в городе было нельзя – нужно было бороться, чтобы победить. 75 тысяч человек ушли добровольцами на фронт. Но и в самом городе люди работали и днем, и ночью. В штурме Сталинграда участвовало почти 500 танков, немецкая авиация сбросила на город около 1 млн. бомб. Фашистам требовались недели, чтобы захватить один дом, одну улицу. Потери в Сталинградской битве с каждой стороны составили около 2 млн. человек. Мужество сталинградцев не имело себе равных.

       Художник Константин Финогенов в годы войны был одним из лучших фронтовых живописцев. Его зарисовки из действующей армии, с передовой появлялись и в «Окнах ТАСС», и в «Правде». Их ждали, по ним во всём мире судили о сражениях Великой Отечественной. В дни Сталинградской битвы Финогенов создал серию рисунков, на которых — улицы, перерытые траншеями, бойцы и санитары… Художник побывал на многих фронтах, но Сталинград в его душе занимал особое место: К. Финогенов родился в Царицыне, окончил Сталинградскую художественную школу.

       Картина «Стена Родимцева» выполнена в суровых, тёмных тонах. Однако над городом — в правом верхнем углу картины — забрезжил рассвет: Сталинград выстоял. Его отстояли.

       Самому грандиозному сражению Великой Отечественной соответствует по масштабу работа коллектива художников-баталистов – крупнейшая в мире живописная панорама. Её площадь – 2000 квадратных метров. 

       Панораму «Героическая оборона Сталинграда» художники из Студии Грекова начали в 1944 году. Душой этой артельной работы был народный художник России Марат Самсонов – фронтовик, офицер, участник Парада Победы.

       Яркой страницей воинской доблести является оборона Севастополя в годы Великой Отечественной войны. Немецко-фашистское командование планировало быстро захватить Севастополь, обеспечив тем самым свое господство на Черном море.

       Оборона города продолжалась 250 дней и стала символом массового мужества и героизма советских воинов. Она сковала крупные силы противника на южном фланге советско-германского фронта, которые в противном случае могли быть использованы на одном из решающих участков германского наступления летом 1942 г. Немцы в ходе осады и штурма Севастополя  понесли очень большие потери – до 300 тыс. убитыми и ранеными.

       Художник П. А. Кривоногов Великую Отечественную войну прошёл в действующих войсках от Москвы до Берлина. Картина «На Курской дуге» посвящена одному из важнейших событий Великой Отечественной войны.

       Летом 1943 года на территории четырех областей – Курской, Орловской, Белгородской и Харьковской – завязалось ожесточенное сражение, получившее название битвы на Курской дуге. Картина Кривоногова представляет собой панораму только что отгремевшей гигантской битвы: ещё горит земля, ещё не развеялся дым, ещё в воздухе стоит гул канонады, хотя сражение уже ушло за горизонт туда, где идет преследование бежавшего врага. Художник использовал вытянутый формат полотна, чтобы как можно шире охватить поле боя, показать изрезанную, истерзанную землю, начиненную железом. Суров и энергичен колорит картины. Картина о мужестве русских солдат, которые прошли через эту огненную битву, одержав в ней победу.

       «Мать партизана» - эту картину называют самой сильной работой живописца С. В. Герасимова. И одним из самых драматических произведений советского искусства, посвященного Великой Отечественной. Как впоследствии уточнял сам художник, образ матери партизана – собирательный. В ее облике с гордо поднятой головой - «все матери, которые отправили на войну своих сыновей». Нельзя сказать, что женщина равнодушна к происходящему. Она уже знает, что впереди лишь боль и страдания. Но они не сломят героиню – она готова их принять с достоинством сильного человека. Мать не будет вымаливать прощение за юного сына у немецкого офицера. Нет, напротив, в ее образе – лишь презрение и ненависть к захватчику. В образе матери – воплощение силы, гнева русского народа. Герасимов нарочито сосредоточил внимание зрителя на ней – использовал яркие краски, выделил контраст ярким солнечным светом. Она не сдастся врагу, не опуститься перед ним на колени – так много непоколебимости и бесстрашия в фигуре женщины.

       Художественно-документальный материал военной эпохи поистине неисчерпаем. Его значение для нас – неоценимо. Во многих семьях хранятся пожелтевшие от времени фронтовые фотографии, как драгоценные реликвии, дополняют экспозиции музеев фронтовые зарисовки и этюды. На них изображены люди, которые моложе многих из наших современников. Они тоже хотели жить. Но Родина позвала их на подвиг, и они отдали ей самое дорогое – жизнь. Вот почему все, что запечатлело героев – книги, стихи, фильмы, рисунки, картины, - все это своеобразное завещание живущим сегодня.

       Все дальше в историю уходят события минувшей войны. Но они живут и всегда будут жить в произведениях искусства и литературы, ставших замечательными документами непобедимой духовной силы советского человека.

Версия для слабовидящих

Купить билет по Пушкинской карте

Купить билет по Пушкинской карте

Сведения

Результаты независимой оценки качества оказания услуг организациями (bus.gov.ru)
Сведения об учреждении на Официальном сайте ГМУ
Сведения об учреждении на Официальном сайте ГМУ

Высказать мнение

Сведения об учреждении на Официальном сайте ГМУ

Противодействие коррупции

Вход / Регистрация

Запомнить меня

 Polpred.com


ОБЪЯСНЯЕМ.РФ ОБЪЯСНЯЕМ.РФ
ОБЪЯСНЯЕМ.РФ
День памяти
Год Памяти и Скорби Книги от автора

Поэты и писатели г. Ессентуки

Антитеррор

РусФонд Ставрополь

Мы в социальных сетях

МБУК ЦБС г. Ессентуки ВКонтактах

МБУК ЦБС г. Ессентуки в Одноклассниках

Канал Библиотеки Ессентуков в Telegram

НЭДБ

Официальный интернет-портал правовой информации

 Polpred.com

Календарь памятных дат

Календарь