Песни военных лет... От самых первых залпов и выстрелов и до победного салюта через всю войну прошагали они в боевом солдатском строю.
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная Война. В один строй с солдатами встала и песня. С первого дня и до победного праздничного салюта песня всегда была рядом. Она помогала преодолевать трудности и лишения фронтовой жизни, поднимала боевой дух воинов, сплачивала их. Как верный друг, песня не покидала фронтовика в минуты грусти, скрашивала разлуку с любимой, с родными и близкими. Она шла с солдатом в бой. Песни тех лет словно раскалены, возвышены великим чувством патриотизма. Чем дальше уходит та военная пора, тем больше волнуют и трогают нас лирические песни, согревавшие души наших солдат 75 лет назад.
Песни военных лет!… Это о них прекрасные строки ветерана Великой Отечественной войны А. Аркадьева:
Мы не зря от дома вдалеке
Пели в четырех шагах от смерти
О родном заветном огоньке.
И не зря про путь к Берлину пели –
Как он был нелегок и не скор…
Песни вместе с нами постарели,
Но в строю остались до сих пор.
Песни эти с нами и поныне!
Никогда нам петь не надоест,
Как на Запад шли по Украине
И как с боем взяли город Брест,
И что помирать нам рановато,
И про тех, кто дал нам закурить…
Вы спросите сами у солдата:
Мог ли он такое позабыть?
Время нас, как пулеметом косит.
Но меня, пока еще живой,
Песня незабытая уносит
В незабвенный лес прифронтовой…
Кто-то вальс играет на баяне:
Слушаем мы словно в забытьи…
Помните, друзья-однополчане,
Боевые спутники мои?
Утром 24 июня 1941г. на первой полосе газет «Известия» и «Красная звезда» были опубликованы стихи Василия Ивановича Лебедева-Кумача «Священная война».
Вставай страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой…
Газета со стихами попала к руководителю Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александрову. Стихи произвели на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. Он написал мелом на грифельной доске слова и ноты песни, - печатать не было времени! – а певцы и музыканты, переписали их от руки в свои тетради. Еще день на репетицию с оркестром, и 27 июня 1941 года – первое исполнение на Белорусском вокзале столицы. «Мы пели «Священную войну» для уходящих на фронт бойцов, и все мы испытали настоящее потрясение – потрясение, которое бывает, когда соприкасаешься с художественным произведением огромной жизненной правды, - вспоминает один из исполнителей. – Помню, солдаты, сидевшие на деревянных сундуках…вдруг встали после первого же куплета «Священной войны» и в наступившей тишине стоя слушали песню… Потом песню требовали повторить еще и еще, пытаясь подпевать, запомнить слова – увезти с собой вместе с прощальной улыбкой матери, жены».
Так начался путь песни, славный и долгий путь. С этого дня «Священная война» была взята на вооружение нашей армией, всем народом. Ее пели всюду – на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу, где ковалось оружие для победы. Каждое утро после боя кремлевских курантов она звучала по радио.
Композитором М. Блатнером и поэтом М. Исаковским написано много прекрасных песен, но, пожалуй, ни одна из них не согревала так солдатские сердца в тяжелую военную пору, ни одна из них в лихие дни не сделала так много для дружбы, взаимопонимания людей на нашей планете, как простодушная, улыбчивая, милая «Катюша». Пели мирную ласковую песню в подмосковных лесах суровой военной зимой сорок первого года, называя «катюшами» многоствольные реактивные минометы.
Вероятно, никогда не удастся узнать, кто первый так назвал новое необычное оружие. Журналисты и музыковеды, специально занимавшиеся изучением этого вопроса, так и не смогли найти точного ответа. Возможно, это ласковое русское имя «Катюша» дали своим боевым машинам сами бойцы батареи реактивной артиллерии. Не исключено, что родилось крылатое слово «Катюша» у пехотинцев, а может, у танкистов…
А сейчас «Катюша» стоит на пьедестале. Стоит, как поется в песне, на высоком берегу Днепра. Здесь, в Орше, где впервые взлетели в воздух огненные стрелы советских ракет, наводящих ужас на врагов, воздвигнут мемориальный комплекс.
Когда поэт А. Сурков писал стихотворение «Бьется в тихой печурке огонь», он не предполагал его публиковать и тем более не думал, что оно может стать песней. «Это были шестнадцать «домашних» строк – из письма моей жене Софье Антоновне», - вспоминал Алексей Александрович Сурков, - «написал я его в конце ноября, а точнее 27-го, после тяжелого боя под Истрой». Так и остались бы они в домашнем архиве поэта, если бы композитор Константин Листов, которому нужны были стихи, на которые можно написать песню. Через неделю Константин Листов спел под гитару в редакции «Комсомольской правды» свою песню «В землянке».
На фронтах Отечественной войны «Землянку» пели по-разному: ее текст приобрел десятки вариантов. Были сложены и многочисленные песни-ответы на это музыкальное письмо с фронта. И сейчас, спустя 75 лет песня эта продолжает волновать сердца людей, остается нестареющим гимном любви и верности солдатскому долгу.
В кинолетописи Великой Отечественной войны сохранились кадры фронтового кинооператора, запечатлевшего освобождение от фашистских захватчиков старинного русского города Орла 5 августа 1943 года. Над развалинами города слышна песня. Знакомый всем голос Клавдии Шульженко поет: «Строчит пулеметчик за синий платочек, что был плечах дорогих...».
«Синий платочек…». Удивительная судьба у этой песни. История ее начиналась осенью 1939 года. В Москву приехал популярный польский эстрадный коллектив «Голубой джаз». Он привез много новых для столичного слушателя песен и среди них – «Синий платочек». Москва буквально «заболела» этой песней. Незатейливый напев и слова довоенной песни про то, как «синенький, скромный платочек падал с опущенных плеч», полюбилась и запомнилась многим, их подхватили и запели популярные в ту пору певцы и певицы.
Клавдия Шульженко, по ее собственным словам, услышала «Синий платочек» еще на концертах «Голубого джаза», но в свой репертуар не включила.
«Синий платочек» в том довоенном варианте, - писала певица, - мне понравился – легкий, мелодичный вальс, очень простой и сразу запомнившийся. Но текст меня не заинтересовал, показался банальным. Я пела для тех, кто днем и ночью дежурил на Дороге жизни, ремонтировал ее после вражеских бомбардировок, прокладывал новые объездные пути, и для тех, кто вел машины по скользкому льду».
После одного из концертов к певице подошел лейтенант Михаил Максимов и предложил стихи, сочиненные им на мелодию «Синего платочка». Стихи понравились Клавдии Шульженко. С голоса этой популярной певицы «Синий платочек» обрел свою вторую жизнь и стал одной из самых популярных и знаменитых песен военных лет, в особенности после того, как в ноябре 1942 года прозвучал с киноэкрана в фильме «Концерт фронту» в ее исполнении.
Наверное, нет человека, который, хоть раз услышав песню на слова А. Фатьянова и композитора В. Соловьева-Седого «Соловьи», не полюбил ее. Она зазвучала на фронте ранней весной 1945 года и сразу же покорила сердца воинов своим лиризмом, задушевностью, каким-то необычайным обаянием. Слова песни очень точно и вместе с тем просто говорили о том, что было в те дни на душе у каждого бойца.
А завтра снова будет бой –
Уж так назначено судьбой,
Чтоб нам уйти, недолюбив,
От наших жен, от наших нив.
Но с каждым шагом том бою
Нам ближе дом в родном краю.
Вот что рассказывает о рождении этой замечательной песни ее автор поэт Фатьянов, в шинели рядового прошагавший трудные военные дороги и воспевший их в этой и других своих неумирающих песнях: «Помню фронт. В большой зеленой роще мы, солдаты, после только что затихшего боя лежим, отряхиваясь от крупинок, засыпавшей нас земли, и вдруг слышим: вслед за растаявшим вдали рокотом вражеских самолетов во все горло, как бы утверждая жизнь, запел соловей! И это вошло в песню «Пришла и нам на фронт весна». Именно таким было первоначальное название песни.
Семь десятилетий прошло после того, как отгремели последние залпы Великой Отечественной, а мы по-прежнему любим и поем песни А. Фатьянова «На солнечной поляночке», «Давно мы дома не были», «Где же вы теперь, друзья-однополчане?» и в первую очередь, конечно, «Соловьи».
«Это бессмертные песни! – сказал о них Г. К. Жуков. – А почему? Потому что в них отразилась большая душа народа…». Сколько писателей, поэтов, корреспондентов встали в строй в годы войны. Именно для них – собратьев по перу, военных корреспондентов, для их дружеских встреч и была написана К. Симоновым в 1944 году «Песенка военных корреспондентов». Отгремели залпы победных салютов. Ушел в историю май 1945года. Но продолжают сниться фронтовикам военные дороги и друзья-однополчане. И опять встречаются поэт А. Фатьянов и композитор В. Соловьев-Седой, чтобы написать прекрасную песню, песню-воспоминание о друзьях-однополчанах, с которыми столько всего было пережито.
Мы бы с ним припомнили, как жили,
Как теряли трудным верстам счет.
За победу мы б по полной осушили,
За друзей добавили б еще.
Песни военных лет, созданные в период Великой Отечественной Войны, не только наше героическое прошлое. Они - живая часть нашего сегодняшнего бытия. И подвиг советского народа в Великой Отечественной Войне навсегда останется источником вдохновения для композиторов и поэтов.