9 мая 2020 года исполнится 75 лет со Дня Победы нашей Родины в Великой Отечественной войне. Выросло несколько поколений людей, знающих о войне лишь по рассказам, книгам, кинофильмам. Для сегодняшней молодежи великие героические события 1941-1945 годов – далекое прошлое. Но в истории каждого народа есть события, даты, которые должны сохраняться в народной памяти навеки. Мы должны помнить, какой ценой досталась она нашим отцам и дедам. Мы обязаны сохранить народную гордость за эту Победу, чтобы не стиралась память сердца.
В годы ВОВ перо писателя, кисть художника, резец скульптора, камера кинооператора стали острейшим оружием в борьбе с врагом. Были созданы военные кинематографические группы. Великую Отечественную Войну снимали двести пятьдесят семь фронтовых операторов. На первый план вышла хроника. Человек с киноаппаратом занял место в боевых порядках, стал солдатом. Жертвуя своей жизнью, не жалея крови и сил, фронтовые операторы создали подробную, правдивую, художественно впечатляющую летопись событий войны. Впервые в истории войн. И не для прославления войны, а для укрепления мира.
Кинолетопись Великой Отечественной войны — три с половиной миллиона отснятой пленки. Эпизоды сражений, боев местного значения, атак, маршей, боевых вылетов, фронтового быта, короткого солдатского отдыха. Десятки тысяч лиц. Широкая панорама человеческих страданий, скорби, печали и радости, самоотверженного труда и подвига во имя победы.
Фронтовые операторы отчетливо представляли свою главную задачу в развернувшейся битве: нужно было разоблачить легенду о непобедимости гитлеровских войск, укрепить уверенность советских людей в свои силы, показать, что врага можно бить, что, несмотря на его временные успехи, победа будет за нами. Не менее важная задача стояла и перед кинохроникерами, работавшими в тылу. Они призваны были оперативно воспроизводить на экранах все, чем жил в эти грозные годы народ: огромный патриотический подъем, охвативший всех от мала до велика, развернувшуюся повсюду перестройку промышленности на военный лад.
Фронтовые кинооператоры стали непосредственными участниками и летописцами на всех фронтах — от Белого до Черного моря. Начиная с военных сюжетов в киножурналах, кончая монументальными и публицистическими фильмами о битвах под Москвой, под Сталинградом, под Севастополем, на Украине, в Польше, под Берлином. Они создали исторический кинофонд непреходящего значения — уникальную «кинолетопись Великой Отечественной Войны». Этот бесценный материал служит и еще долго будет служить источником для фильмов разных жанров, в том числе и для многосерийных эпопей.
Создание мобильных коротких фильмов позволило, не прекращая производства, эвакуировать киностудии Москвы, Ленинграда в Среднюю Азию и Закавказье, где с 1942 года был налажен выпуск полнометражных картин. Фашистские стратеги и идеологи надеялись, что от их удара распадутся связи между народами СССР. Они просчитались. Кино отразило это в своих произведениях. Русские, украинцы, белорусские мастера в городах Средней Азии и Закавказья вместе с местными мастерами создали немало картин, укрепивших национальное искусство и его интернациональный характер.
Невозможно или почти невозможно было направить свою камеру на шоссе, где лежали расстрелянные с немецких самолетов женщины и дети. Невозможно было направить свою камеру на полное отчаяния женское лицо, на эти страшные картины исхода.
В начале лета 1942 года был снят документальный фильм «День войны», в котором на материалах событий, происходящих в течение одного дня, а именно 13 июня 1942 года, была показана страна, ведущая борьбу с сильным, жестоким врагом. 160 кинооператоров, находившихся на различных участках фронта и тыла, сняли самое значительное и самое интересное из происходившего в этот день. Этот фильм, выпущенный на экраны в 1942 году, когда еще шли ожесточенные оборонительные бои под Сталинградом, на Кавказе и других участках фронта, сыграл огромную роль. Народ увидел в нем себя, свою волю к победе, фильм вселял уверенность: «Враг будет разбит!».
Более пяти лет была Европа гигантским концентрационным лагерем. Бухенвальд, Дахау, Майданек, Треблинка. Ярким документом жестокой бесчеловечности, подлого цинизма фашистских извергов стал документальный фильм «Освенцим», снятый операторами 1-го Украинского фронта. В Освенциме был выстроен огромный комбинат человекоубийства, пять крематориев сжигали ежедневно от 10 до 12 тысяч человек — русских, украинцев, поляков, белорусов, чехов, венгров, евреев, французов... 4 миллиона человек было уничтожено в Освенциме. Прах жертв будет вечно стучать в сердцах народов. Помните!
Первые съемки кинохроники начались через три дня после вторжения немецко-фашистских войск на советскую землю. Последние были сделаны в сентябре 1945 года, в момент разгрома войск империалистической Японии. Этот огромный материал бережно хранится в фондах так называемой «кинолетописи» ВОВ.
Спасибо вам! Поклон вам низкий,
Чьи имена на обелисках,
Кто жизнь отдал свою в бою,
Кто пал от ран и кто в строю.
Спасибо всем вам ветераны!
Благодарим, солдаты, вас
За жизнь, за детство и весну,
За тишину, за мирный дом,
За мир, в котором мы живем!