23 апреля исполняется 140 лет со дня рождения Михаила Михайловича Фокина — русского танцовщика, балетмейстера, педагога.
М. Фокин занял высокое положение в искусстве танца прежде всего как хореограф и новатор классического балета. Он первым установил равноправный союз хореографии, музыки и живописи, подчинив их единой цели – выражению замысла балетмейстера. М. Фокин совершил прорыв в понимании драматургии танца.
М. М. Фокин родился 23 апреля 1880 года в Петербурге. В 1898 году, по окончании училища, Фокин был принят в балетную труппу Мариинского театра. Заняв положение солиста, он исполнял сольные партии в таких балетах Петипа, как «Спящая красавица», «Пахита», «Корсар».
В начале прошлого века балет переживал уникальное время: русская школа славилась своими традициями и богатейшим опытом, репертуар поражал даже самое смелое воображение, а выдающиеся мастера танца были известны всему миру
Как балетмейстер М. Фокин формировался в условиях происходившей на рубеже веков ломки старых норм и возникновения новых течений. В своих постановках он опирался на новейшие открытия театра и живописи, использовал симфоническую музыку, не предназначенную для балета (Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский), стремился выразить в танце мироощущение современного ему человека.
Свои мечты о новом балете Фокин смог реализовать, когда в 1909 году С. Дягилев пригласил Фокина стать хореографом «Русских сезонов» в Париже. В этом же году состоялся первый балетный «русский сезон» в Париже. Это было значительное событие в истории мирового искусства вообще, балетного театра - в особенности.
Петербургские спектакли Фокина, показанные в Париже, поразили публику красочностью оформления (художники А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст), накалом страстей («Клеопатра», созданная на основе «Египетских ночей»), буйством танца в массовых сценах («Половецкие пляски»). Постановки 1909 года и последующие работы Фокина в труппе были восприняты как новое слово в развитии балетного искусства.
«Русские сезоны» отличались тем, что открыли миру высокие достижения отечественной культуры в целом: ее живописи, музыки, хореографии, танцевального исполнительства.
Триумфальное шествие фокинских балетов по Европе происходило с аншлагами – «Петрушка», «Артемида», «Призрак розы», «Нарцисс».
«Русские сезоны» разносторонне повлияли на мировое искусство, живопись, музыку и прежде всего театр.
М. Фокин стал первым, кто в начале XX века декларировал необходимость индивидуального стиля. Он отверг тяжеловесность балетных спектаклей 19 века, противопоставив им короткие одноактные импрессионистические балеты, такие как «Видение розы» или «Сильфиды». Трагедия Петрушки, таинственность Жар-птицы, сказочность Золотого Раба - буквально каждый из созданных им образов в период своего творческого расцвета в «Русских сезонах» являет собой законченное и утончённое творение балетного гения Фокина. Своим творчеством Фокин дал мощный импульс к развитию танца, как в России, так и в Европе, проложив путь от академического танца к свободному. Он поставил более семидесяти балетов в лучших театрах Европы и Америки.
Из поставленного Михаилом Фокиным в современном репертуаре сохраняются: номер «Умирающий лебедь», балеты «Шопениана» («Сильфиды»), «Петрушка», «Жар-птица», «Видение розы» («Призрак розы»), «Шехеразада». Неповторимые, блистательные, с потрясающим чувством стиля Майя Плисецкая, Николай Цискаридзе Владимир Васильев, Екатерина Максимова, Фарух Рузиматов, Светлана Захарова и многие другие исполняли шедевры, поставленные Фокиным, на сцене Большого и Мариинского театров.
Волшебная сказка, неземной танец, отточенная техника, сверхчеловеческие исполнительские возможности, глубина чувств, полнота перевоплощения, «душой исполненный полет» - все это русский балет, который всегда остается цельным явлением, исполненным единой гармонии и красоты.
Книгу своих воспоминаний М. Фокин назвал «Против течения», и эти слова лучше всего отражают суть его жизни и творчества.